Курянин пытается согреть Камчатку
Евгений Воробьев – печник с 20-летним стажем. Первый камин ему пришлось сложить по просьбе мамы.
Евгений Воробьев – печник с 20-летним стажем. Первый камин ему пришлось сложить по просьбе мамы. И хотя печи изготавливал родной дед, перенять мастерство у него наш герой не успел. Учиться пришлось у соседского старика, который в то время уже едва передвигал ногами и мог только подсказывать. В наши дни ремесло утрачивается, и потому молодой специалист настолько востребован, что в его услугах нуждаются даже на краю России!
Камчатка… Край, где дымятся вулканы, а местные жители шутят, что готовы менять икру на вишню. Незнакомая нам Россия, где медведи порой разгуливают по улицам как у нас бродячие собаки, и где сивучи размером с машины выпрыгивают из Тихого океана на берег, чтобы погреться на солнышке. Все это не выдумки, а рассказы нашего земляка. Курская область для Евгения Николаевича – историческая родина, но сам родился и вырос в Донецке, сюда переехал из-за военных действий. А вот Камчатка для него, похоже, становится третьим домом, ведь туда с марта нынешнего года он летал уже несколько раз! И хотя чтобы выложить одну печь требуется всего несколько дней, на случай внештатных ситуаций Евгений каждый раз рассчитывает поездку на пару недель. Таким образом, пребывание курского мастера в суровом краю сложилось уже в месяцы.
Забытое ремесло
Так как же в век масштабной газификации выбор пал на столь необычное ремесло? “Пришел из армии, а мама и говорит: «Ты ведь успел отучиться на каменщика, сделай нам камин!» – делится Евгений. – Но это весь совсем не одно и то же! Поразмыслил, и пошел учиться к соседскому дедушке. Ведь мужчины старшего поколения все делали своими руками – сами строили и дома, и печи… Старик уже не мог поднимать тяжести, да и не ходил толком, только указывал, сидя рядом, что и как делать. Первая печка мне далась нелегко, самому не понравилась, пришлось перекладывать. А вот потом дело пошло. Ведь когда нравится, все и складывается само собой. А душа лежала… Очень хорошо помню своего первого заказчика – директор донецкого драмтеатра попросил на своей даче сложить камин. Если сейчас на работу над одной печью уходит всего 4-5 дней, то тогда понадобился почти месяц. Но хозяин остался доволен”.
– За 20 лет работы я сложил, думаю, более 300 печей. Минимум – 12 в год. Сейчас уже со слов собеседника могу понять, в чем проблема, если печь дымит или не достаточно отдает тепла. И когда устраняю чужую недоработку, хозяева только разводят руками, не понимая, как проходит моя диагностика.
Технология с прошлых времен никак не поменялась: красный кирпич, глина, песок. А дверца, как прежде, крепится на толстую проволоку. Иного и не придумаешь из-за разницы расширения кирпича и металла на несколько миллиметров при нагреве. Мастеру не раз приходилось видеть, как печи устанавливают к перегородкам и стенам, а те потом дают трещины из-за увеличения конструкции в размерах. Кирпич при расширении способен разрушить даже несущие опоры! Многие современные мастера учатся по чертежам в интернете, опыт перенимать зачастую не у кого, отсюда и ошибки. Нередко на просьбу сложить камин заказчикам даже приходится слышать: «Вы купите железную топку, а мы ее кирпичом обложим…»
«Я с ними разговариваю»
На Камчатку впервые отправился в непростой для себя период, чтобы отвлечься. Кстати пришлось объявление о наборе рабочих для возведения ЛЭП на Дальнем Востоке. Но эта работа оказалась не по душе. Зато Камчатский край как никакой другой нуждается в грамотных печниках – дорогостоящему газу люди там до сих пор предпочитают дрова.
– Разговорившись с местной жительницей, у которой завалилась печь, неожиданно для себя услышал: «Да мне дешевле обойдется ваш перелет и работа, чем услуги наших мастеров, за которыми чаще всего приходится переделывать! – делится воспоминаниями Евгений.
Стал узнавать, как на полуострове, расположенном на краю земли, обстоят дела со строительным материалом. Выяснилось, что кирпич тоже дешевле заказать в Москве, хоть и ждать его нужно полтора месяца! До Владивостока он проделывает путь на грузовом поезде, а оттуда доставляется кораблем. Но если в нашей полосе один стоит 20 рублей, то на Камчатке – 80! Впрочем, чему удивляться, если цена на десяток яиц там 170 рублей, а на хлеб – 70?!
В общем, даже с учетом дорогостоящей доставки заказывать строительные материалы из столицы намного выгоднее. К заказам через 7 тысяч километров постепенно приловчился, и, несмотря на первые сложности, работа пошла… «Наверное, вкладывая душу, вдыхаете и жизнь в свои печи…. Признайтесь, считаете их одушевленными?» – с улыбкой задаем вопрос нашему собеседнику. И получаем такой необычный ответ:
– Честно скажу, пока работаю, разговариваю с ними. И каждую зову ласточкой.
В краю вулканов и землетрясений
Дальневосточные жители удивляют своим добродушием. Принимают как родственника, а в благодарность угощают дарами своего края – невиданными для нас икрой и рыбой. Да и гость не отстает – когда печь сложена и проходит поверку в эксплуатации, помогает заказчикам по хозяйству. Например, доводилось копать картошку на огороде. И уверяет, что на вкус дальневосточная ничем не хуже черноземной. Вот это новость!
А сам Камчатский край, конечно, удивляет своей уникальностью. Садясь в аэропорту Петропавловска-Камчатского, самолет разворачивается над действующим вулканом Корякская сопка высотой 3,5 километра, который видно отовсюду. Его заснеженная вершина на закате становится алой. Поэтому телефон курянина переполнен фотографиями этой сопки – визитки Камчатского края. А зимой толщина выпавшего снега на улицах – бывает выше человеческого роста! У Евгения есть фото, где он опирается на белоснежный парапет выше пояса. А на другом снимке его приятель провалился в сугроб по плечи.
– А как-то увидел за окном баскетбольное кольцо, до которого снег не добрался всего на 20 сантиметров. Подумал, что это детская площадка. Вот удивился, когда снег стаял! – улыбается наш собеседник. – Зато, когда попал в метель на машине, было не до смеха. 12 часов дня, а видимость минимальная, будто туман и сумерки.
Все как в представлениях иностранцев о России: и снег, и медведи по улицам ходят. Такими видео от новых знакомых с Камчатки тоже похвастался курянин. Вплотную к домам, не боясь людей, подходят и лисицы. В красивых богатых шубках, будто сошедшие с кадра мультиков, хозяева подкармливают их, чтобы не таскали кур!
Что касается строений – частных домов много, а вот высоток нет совсем – 5 этажей максимум. Низкоэтажность обусловлена сейсмической активностью, несущественные землетрясения на Камчатке случаются еженедельно!
Зато Новый год приходит сюда раньше, чем в другие регионы страны, а вот отмечают его, празднуя за все 11 часовых поясов! Есть и еще одна временная ловушка, о которой рассказал нам курский мастер:
– Мне больше нравится летать с Камчатки в Москву. Время будто замирает. Вылетаю в 13.15, а прилетаю в 12.45 того же дня! В дальневосточном аэропорту шутят, что летят в прошлое. Так и есть: в столице нашей родины видишь те же новости и передачи, которые успел посмотреть до своего вылета. А вот путь из Москвы на Камчатку отбирает день: вылетаешь в 17.00, а прилетаешь в 11.00 следующего дня. То есть с учетом полета и разницы во времени – по 9 часов каждый – перелет отнимает 18 часов! Вот с таким уникальным краем познакомило меня мое ремесло!
Оксана САНИЦКАЯ
Последние новости
В Москве обсудили подходы к восстановлению электросетей в курском приграничье
Врио губернатора Курской области Александр Хинштейн встретился в столице с министром энергетики РФ Сергеем Цивилёвым.

Курский областной суд взыскал со страховой компании свыше 154 тысяч рублей в пользу участницы ДТП
Юлия Головачева обратилась в суд с иском к СПАО «Ингосстрах» о взыскании страхового возмещения, мотивируя тем,
Врио губернатора Курской области встретился в Москве со спикером Госдумы Вячеславом Володиным
Александр Хинштейн отметил, что одной из ключевых тем стало возвращение в собственность земельных участков курянам из приграничья, получившим сертификаты на новое жилье.

Управлением предоставляется государственная услуга Удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов
Для документов, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся участниками Гаагской конвенции 1961 года, предусмотрена консульская легализация.