18 января- навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
До V века было принято вспоминать Рождение и Крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о Воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских.
До V века было принято вспоминать Рождение и Крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о Воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – Святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно.
Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти все же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается все, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
В сочельник читаются Великие (Царские) часы , а после литургии в храмах совершается Великое освящение воды .
Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому ВОДА, освященная в эти дни, НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.
Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Последние новости
В КГМУ состоится ставшая традиционной конференция «ФАРМАКОЛОГИЯ РАЗНЫХ СТРАН»
ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!!! Приглашаем Вас принять участие в работе VII Международной научно-практической конференции «Фармакология разных стран»,
В Курской области выявлены случаи заражения свиным гриппом
Сейчас на территории региона зарегистрировано 49 случаев лабораторно подтвержденного гриппа.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи с 2025 по 2027 годы
Министр здравоохранения России Михаил Мурашко в «Комсомольской правде» рассказал о Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи с 2025 по 2027 годы Программа сформирована с учетом це
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи