Антипасха (Фомина Неделя) и Радоница
"Антипасха" – это богослужебное название, в переводе с греческого означающее "Вместо Пасхи".
"Антипасха" – это богослужебное название, в переводе с греческого означающее "Вместо Пасхи".
В этот день вспоминается явление Господа ученикам и уверение Фомы. До этого Фома не видел воскресшего Господа и не верил, что Он воскрес, потому и Пасха наступила для него только в это воскресенье (см. Ин. 20:24–29). Поэтому в Уставе Неделя Антипасхи именуется также Неделей Новой. Господь как бы обновляет в этот день радость Воскресения, уверяя Фому в действительности этого события.
В богослужебных текстах праздника неверие Фомы называется добрым ( "О, доброе неверие Фомино!" – стихира на "Господи воззвах"), поскольку это неверие дало не только Фоме, но в его лице и каждому сомневающемуся, непреложное уверение в истинности Воскресения Христова. По мысли Синаксария, Господь смотрительно оставил Фому восемь дней пребывать в сомнении и неверии, "да… паче неверовавый всем веру известную подаст" , чтобы более всех сомневающийся своим сомнением всем подал твердую, крепкую веру.
По своим богослужебным особенностям Неделя Антипасхи похожа на Господский двунадесятый праздник, не хватает только паремий и праздничных антифонов. Все остальные признаки Господского праздника есть: Устав предписывает отменить воскресную службу и петь "вся праздника", положена лития, на вечерне и на утрене – троекратное пение праздничного тропаря "Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси, Христе Боже…" На полиелее поется особое величание "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго", канон праздничный, а не пасхальный. Вечером в день Антипасхи положено служить великую вечерню с великим прокимном: "Кто Бог велий, яко Бог наш…" , что тоже бывает в двунадесятые Господские праздники.
На Фоминой Неделе во вторник поминовение усопших, именуемое в народе "Радоницей" . Оно совершается, не по Уставу, а по благочестивому обычаю, в Уставе этого дня не положено никаких особых молитвословий об усопших. Обычно после вечернего богослужения совершается великая панихида с пасхальными песнопениями.
Поминовение усопших в этот день связано с тем, что в Неделю Фомину вспоминается не только уверение Фомы, но и сошествие Христово во ад, а с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет вновь совершать панихиды и сорокоусты по усопшим. В этот день совершаются также панихиды на кладбищах, и этим живые как бы поздравляют своих усопших родных с великим и радостным праздником Воскресения Христова. Вместо "Святый Боже" на панихидах и при проводах усопшего на кладбище поется до отдания Пасхи: "Христос воскресе" .
Источник. Елена Никулина. Богослужебные указания и гимнография
Последние новости
В Москве обсудили подходы к восстановлению электросетей в курском приграничье
Врио губернатора Курской области Александр Хинштейн встретился в столице с министром энергетики РФ Сергеем Цивилёвым.

Курский областной суд взыскал со страховой компании свыше 154 тысяч рублей в пользу участницы ДТП
Юлия Головачева обратилась в суд с иском к СПАО «Ингосстрах» о взыскании страхового возмещения, мотивируя тем,
Врио губернатора Курской области встретился в Москве со спикером Госдумы Вячеславом Володиным
Александр Хинштейн отметил, что одной из ключевых тем стало возвращение в собственность земельных участков курянам из приграничья, получившим сертификаты на новое жилье.

Управлением предоставляется государственная услуга Удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов
Для документов, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся участниками Гаагской конвенции 1961 года, предусмотрена консульская легализация.