Четверток Великого канона

В четверг пятой седмицы Великого поста совершается полное чтение канона преподобного Андрея Критского.

В четверг пятой седмицы Великого поста совершается полное чтение канона преподобного Андрея Критского.

  «...Четверг 5-й седмицы Великого поста... имеет еще одно название: стояние преподобной Марии Египетской. В этот день полностью читается Великий канон прп.  Андрея Критского . На первой седмице канон прп. Андрея Критского делится на 4 части и читается 4 дня на великом повечерии, а на 5-ой седмице он читается весь целиком за один раз, на утрени. В этом можно усмотреть определенный смысл. На 1-й седмице чтение канона постепенно вводит нас в великопостное время. В конце поста еще раз повторяется чтение этого канона, но тогда, когда можно еще что-то успеть, впереди еще одна седмица. Синаксарь этого дня является хвалебной песней Великому канону Андрея Критского. Этот канон «поущает убо всякую душу еликим убо благим повести ревновати», – т.е. каким хорошим примерам нужно подражать, «еликих же злых отбегати, и присно к Богу востекати покаянием, слезами и исповеданием, и иным яве благоугождением». И еще говорятся такие неожиданные слова: «Обаче толико есть широкий и сладкогласный, – т.е. большой и красивый, – яко и саму жесточайшую душу доволен умягчити», – может смягчить самое окамененное сердце, – «и к бодрости благой воздвигнута,  Аще  точию с сокрушенным сердцем и вниманием подобным поется» – если только канон внимательно и с пониманием читается. «Учинишася же и в настоящий день петися и прочитатися сицевыя ради вины» – почему, по какой причине в такой день читается? – «понеже бо к концу приближается святая Четыредесятница, да не человецы лениви бывше к духовным подвигом, небрежно забудутся, и еже целомудрствовати единою во всех престанут», т.е. еще одно напоследок взбодрение и побуждение к посту...

  В этот день мы имеем уникальный случай, когда в нашем богослужении сохранено чтение, положенное по Уставу. Как мы помним, за богослужением полагаются назидательные чтения (так, на воскресном бдении их 7), когда все садятся и слушают или житие, или Пролог, или святоотеческое поучение, или толкование на Евангелие. Обычно мы не имеем возможности почувствовать учительное значение нашего богослужения, а в этот день уже не сокращается чтение жития. Сначала читается первая часть жития прп. Марии Египетской, затем 50-й псалом и начинается пение Великого канона прп.  Андрея Критского , всего целиком. Напомним, что в нем есть вторая песнь – это особенно полный канон. Устав велит петь его «косно и с сокрушенным сердцем и гласом» – т.е. сердце должно быть в сокрушении и голос тоже. После третьей песни читается седален и вторая половина жития прп. Марии Египетской».

  Источник: М.С. Красовицкая. Литургика. Лекция 15  

Последние новости

115 курян вступили в Национальный регистр доноров костного мозга

Свои биобразцы предоставили жители 86 регионов России. 115 жителей Курской области вступили в Нацрегистр доноров костного мозга с помощью «Почты России».

Лекарства для льготников с сахарным диабетом начали поступать в аптеки

Полный ассортимент препаратов поступит до конца июля. Начались оптовые поставки лекарств для лечения сахарного диабета на склад «Курской фармации».

Врио губернатора Курской области Алексей Смирнов включён в состав Госсовета Российской Федерации

Соответствующий указ размещен на сайте официального опубликования правовых актов Указом Президента Владимира Путина врио губернатора Курской области Алексей Смирнов включён в состав Госсовета Российской Федерации.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *