О святителе Игнатии (Брянчанинове)

«Сочинения преосвященного Игнатия (Брянчанинова) необходимы, они, так сказать,

«Сочинения преосвященного Игнатия (Брянчанинова) необходимы, они, так сказать, азбука духовной жизни» (преподобный Варсонофий Оптинский)

 

Преподобный Макарий Оптинский (+1860) сравнивает святителя Игнатия с великим подвижником древней Церкви Арсением Великим. «Был Великий Арсений, и у нас в России был бы свой Великий Арсений , если бы он пошел другой дорогой. Это — Игнатий (Брянчанинов). Это был великий ум» [1]...

Сохранилось и другое необычное и глубоко проникновенное воспоминание о свт. Игнатии преподобного Варсонофия Оптинского (+1913): «Когда я читаю его сочинения, - говорил он, - я удивляюсь прямо ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания. Я как-то особенно располагаюсь к его сочинениям, они как-то особенно располагают к себе мое сердце, мое разумение, просвещая его истинно евангельским светом» [3] . «Сочинения преосвященного Игнатия (Брянчанинова) необходимы, они , так сказать, азбука духовной жизни» [4] . А говоря со своим учеником Никоном о кончине свт. Игнатия, старец Варсонофий открывает ему нечто удивительное: «– Вы не знаете, что было, когда хоронили еп. Игнатия? – Нет, Батюшка. – Ангелы дориносили его душу и пели: "Архиерею Божий, святителю отче Игнатие". Вот была ангельская песнь…» [5] . 

Этот ближайший ученик прп. Варсонофия прп. Никон (Беляев) Оптинский (+1931) не расставался с книгой свт. Игнатия «Приношение современному монашеству» даже во время своего пребывания в тюрьме. Туда ему тайно передали ее по его просьбе. «На полях этой книги, на оставшихся незаполненными страницах и на небольших, аккуратно вклеенных листочках бумаги имеются карандашные записи, сделанные рукой старца Никона» [6] . Об этой книге Святителя он писал: «Пятый том сочинений епископа Игнатия заключает в себе учение святых отцов применительно к современному монашеству и научает, как должно читать писания святых отцов. Очень глубоко смотрел епископ Игнатий и даже, пожалуй, глубже в этом отношении епископа Феофана. Слово его властно действует на душу , ибо исходит из опыта» [7] .

Игумения Арсения , преподобная (Себрякова. +1903) о пятом томе сочинений святителя Игнатия писала: «Я читаю этот том, и как изречения святых Отцов, так и взгляд на святое лицо Владыки действует на меня необыкновенно хорошо». «Читала с большим удовольствием, с душевным утешением и назиданием. Дόроги слова самого Владыки» [8].

Схиигумен Иоанн Валаамский (Алексеев, +1958) в одном из писем делится своим воспоминанием: «Епископа Игнатия я читал еще новоначальным послушником, но все его слова помню и теперь: проходящим молитвенный подвиг просто житья нет от буквоедов. Ах, как справедливо сказал мудрый епископ , и это у него вытекало из своего духовного опыта» [9] .

Игумен Никон (Воробьев, +1963), который в долгих и безуспешных поисках духовного руководителя нашел, наконец, такового в творениях святителя Игнатия, с глубоким чувством писал : «Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана (да простит мне св. владыка) — работы школьника по сравнению с трудами профессора — творениями епископа Игнатия (Брянчанинова). Вот что самое дорогое хотел бы я Вам пожелать, если бы Вы спросили меня — постоянно вникайте в Игнатия Брянчанинова и идите указанным им путем. Это — путь всех древних Отцов, путь, пройденный и самим Игнатием… Это-то и делает его писания особенно ценными» (Письмо от 18/02-1945).

«Все его писания взяты из Отцов и приспособлены для нас. Он пишет о самом нужном — о покаянии, которое есть единственная дверь ко всему доброму» (Письмо от 15/XI-50). 

«Лучшего учителя для нашего времени нет» (Письмо от 1956 г.).

А надписывая сочинения Святителя одному близкому  человеку, игумен Никон завещал: «Для нашего времени нет лучшего путеводителя в таинственную Землю Обетованную, как творения епископа Игнатия Брянчанинова. Его святыми молитвами да подаст тебе Господь войти в нее и обитать на ней. Храни эти книги до вхождения как необходимое и незаменимое руководство на пути, а если войдешь — как напоминание о долге благодарности своему великому учителю епископу Игнатию».

Псковский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин, +2006) с особенно горячим воодушевлением призывал назидаться творениями Святителя: «Читайте святителя Игнатия, внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам». «Слушайте внимательно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отвечает нам». «Вот последнее [его] слово нам, живущим в столь трудные времена» [10] .

Значимость творений Святителя особенно возросла теперь в связи с оскудением духовных руководителей. Ибо его творения преподают духовный опыт Церкви применительно к психологии, душевным силам и духовному уровню человека его эпохи и нашего времени, монаха и мирянина, погруженных в водоворот стихий этого мира, в атмосферу глубокой омирщенности сознания, поразившей современное христианство.

Непреходящая значимость его аскетических сочинений открывается в детальном раскрытии в них главнейшего делания христианина – молитвы, которая фактически оказалась в большой степени подмененной совершением лишь её внешней формы. Он обращается к верующим со странным, на первый взгляд, призывом: нужно учиться молитве! Но этот призыв исходит из знания реального состояния христиан. За два года до своей кончины он писал: “В настоящее время — существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, [а] ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она — существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет!” (Письмо от 29/1- 1865). Поэтому «научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно — и удобно наследуешь спасение» (Письмо от 29/1-1865) [11].

(По материалам доклада А.И. Осипова, профессора МПДА "Духовное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова))

Источники

1. Преподобный Никон Оптинский (Беляев). Дневники 1907–1910. Запись 4 мая 1908 г.

3. Преп. Никон Оптинский (Беляев). Дневники 1907–1910. Запись от 9 ноября 1908 г.

4. Там же. Запись от 2 августа 1909 г.

5. Там же. Запись от 4 мая, 1908.

6. Даниловский благовестник. 1995. № 7. С. 53.

7. Преп. Никон Оптинский (Беляев). Дневники 1907–1910. СПб., 1994. С. 165–166.

8. Путь немечтательного делания. М. 1999. С. 254, 360.

9. Игумен Иоанн (Алексеев). Загляни в свое сердце. СПб., 2002. С. 200.

10.  «Духовная аптека» старца Иоанна (Крестьянкина). М., 2010. С. 55, 56, 57.

11. Доклад А. Осипова на конференции "Духовное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова)".

 

 

Последние новости

В 2024 году вертолет санавиации Курской облбольницы эвакуировал 216 человек

Территориальный центр медицины катастроф областной больницы продолжает свою работу в режиме чрезвычайной ситуации В Курской области тяжелых пациентов помогает доставлять в региональные и федеральные медучреждения верт

Удовлетворен иск прокуратуры о взыскании компенсации морального вреда в связи с нападением собаки на ребенка

В прокуратуру Железнодорожного административного округа города Курска обратилась местная жительница по вопросу восстановления прав ее дочери на компенсацию морального вреда.

В Пристенском районе по постановлениям прокурора 11 граждан привлечены к административной ответственности за оскорбление

В 2024 году прокуратурой Пристенского района проведены проверки по обращениям местных жителей об оскорблении, которое было нанесено заявителям в ходе конфликта с соседями.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Бору на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *