В начале XX века в Курске был свой Гапон
Так прозвали священника Иосифа Ломакина за его принадлежность к партии социал-демократов.
Так прозвали священника Иосифа Ломакина за его принадлежность к партии социал-демократов.
Курский Гапон состоял священнослужителем в церкви Всех Святых, а также законоучителем в Пушкинском и Семеновском приходских училищах и некоторое время преподавал Закон Божий во 2-м реальном училище. Помимо этого активно сотрудничал с либеральными изданиями, например, газетами «Речь», «Парус». Принимал участие в событиях 1905 года, в частности, стал одним из организаторов родительских комитетов, пропагандировал идеи свободы и независимости учащейся молодежи, критиковал существующие в учебных заведениях порядки, отрицательно относился к принуждению учеников к изучению закона божия, молитв и посещению храмов.
За такую подрывную церковную деятельность был в 1907 году переведен из Курска в Дмитриевский уезд. Там работал священником кладбищенской церкви города Дмитриева и своих политических побуждений не переменил.
При этом использовал даже проповеди для разъяснения своих политических взглядов, т.к. считал, что для него церковный алтарь служит ареной для политического развития народа. Современники отмечали, что Ломакин под разными предлогами уклонялся от соборной службы на молебнах в царские дни, а также совершенно не читал молитв, установленных Священным Синодом, о прекращении смуты в России.
Отец Иосиф прекрасно понимал, что находится под негласным надзором полиции, поэтому после перевода в город Дмитриев стал соблюдать осторожность и осмотрительность, чтобы не давать соответствующим органам оснований для формального производства дознания.
Так, в 1910 году он в своих проповедях не касался существующего государственного строя, других политических вопросов, а стал выступать против правил православной церкви.
Анализ архивных документов показывает, что именно в это время над ним стали сгущаться тучи. Однако полиция не смогла получить конкретные компрометирующие данные на отца Иосифа, а довольствовалась лишь слухами и разговорами. Это происходило потому, что обыватели города Дмитриева, считаясь со священническим саном Ломакина уклонялись от дачи показаний не в его пользу.
Вместе с тем, духовное следствие обобщило все добытые легальным путем материалы, свидетельствующие о неблагонадежности священника кладбищенской церкви г. Дмитриева, и Священный Синод пришел к выводу, что Ломакин не имеет достаточной для пастыря церкви твердости и устойчивости церковных и общественных воззрений, допускает не позволительную близость к противоправительственным и противоцерковным направлениям.
По этим основаниям 19 ноября 1910 года Священный Синод предписал Курскому епархиальному начальству низвести священника Ломакина на должность причетчика с запрещением ему священнослужения и подчинения его особому надзору местного благочинного до исправления.
Анатолий Стрелков, политолог, кандидат исторических наук
Последние новости
В Москве обсудили подходы к восстановлению электросетей в курском приграничье
Врио губернатора Курской области Александр Хинштейн встретился в столице с министром энергетики РФ Сергеем Цивилёвым.

Курский областной суд взыскал со страховой компании свыше 154 тысяч рублей в пользу участницы ДТП
Юлия Головачева обратилась в суд с иском к СПАО «Ингосстрах» о взыскании страхового возмещения, мотивируя тем,
Врио губернатора Курской области встретился в Москве со спикером Госдумы Вячеславом Володиным
Александр Хинштейн отметил, что одной из ключевых тем стало возвращение в собственность земельных участков курянам из приграничья, получившим сертификаты на новое жилье.

Управлением предоставляется государственная услуга Удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов
Для документов, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся участниками Гаагской конвенции 1961 года, предусмотрена консульская легализация.