06.03.2023

Военный священник Курской области: «Духовенство должно быть со своей паствой даже на поле боя»

О роли священнослужителей в зоне СВО рассказал руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Курской епархии,

О роли священнослужителей в зоне СВО рассказал руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Курской епархии, иерей Дионисий Дыда

С первых дней СВО поддержку военнослужащим оказывают, в том числе, священники Русской Православной Церкви, выезжающие на Донбасс и на приграничные с Украиной территории. Часто их служба связана с риском для жизни. К сожалению, четыре российских священнослужителя уже погибли. Однако эта опасная работа по окормлению воинов и их духовному попечению продолжается, поскольку в тяжелейших условиях войны помощь Церкви нужна как никогда.

Крещены в окопах

Священники были в армии и до революции. Военному духовенству уже более 300 лет. В нашей стране всего около 300 штатных военных священников, утвержденных Министром обороны России и находящихся в штате воинских частей. В Курской области такой только один. Иерей Дионисий Дыда приписан к восковой части 11262, и уже более 10 лет находится на должности помощника командира, руководит епархиальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Курской епархии. Соответственно, курирует он и работу курских священнослужителей, выезжающих в прифронтовые территории, а они, в свою очередь, напрямую взаимодействуют с волонтерами и другими неравнодушными гражданами, собирающими гуманитарную помощь.

- Выезды на места дислокации войск осуществляются совместно с волонтерскими организациями, - отметил отец Дионисий. – В частях штатное военное духовенство воспринимают как своих, поскольку мы ближе к армии, и за плечами имеется немалый опыт работы с военнослужащими. С тех пор, как меня назначили помощником командира, это постоянные полевые выходы, учения. Неплохо знаю, как устроена армия, быт военнослужащих. Соответственно, понимаю, в какой ситуации какое слово нужно сказать, как поддержать. Иногда военнослужащие нуждаются в простом человеческом общении. Они оторваны от своих семей, от детей. Все мы люди, и можем где-то унывать, где-то отчаиваться, бояться. Чувства естественны, поэтому священник иногда может даже выступать как психолог.

Любая «гуманитарка», которая едет из Курска в ДНР или ЛНР, старается привлечь священника, чтобы тот и пообщался с ребятами, и поддержал духовно. Прямо в окопах или в блиндажах часто совершаются таинства Крещения, Причастия, Исповеди. Поэтому священнослужителя всегда принимают очень радостно и радушно.

- Когда военнослужащий находится в зоне риска между жизнью и смертью, здесь уже другое понимание ценностей жизни, - говорит Дионисий Дыда. - Человек начинает думать о духовном, о том, чтобы остаться живым. Идет искренняя молитва к Богу. Военнослужащий подходит и спрашивает благословения, просит помолиться за своих сослуживцев, которые погибли или ранены. Встречаются те, кто не был крещен, но, возможно, думал об этом раньше. И здесь, оказавшись в такой напряженности, просят, чтобы их крестили. Бывало, что военнослужащие прибывали из зоны боевых действий даже на короткий срок, буквально на час-два, и говорили мне: «Батюшка, хочу принять крещение». Приходилось крестить кратким чином и провожать в ответственный путь.

Военнослужащим раздают иконки, крестики и пояски «Живый в помощи Вышняго», на которых находится 90-й псалом и молитва «Да воскреснет Бог».

- Стараемся привозить иконы тех святых, к которым обращаются с молитвой военнослужащие – Георгий Победоносец, Иоанн Воин, Димитрий Солунский, святитель Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, - перечислил курский священник. – Всегда на выбор много икон. Иногда военнослужащий сам подходит спрашивает какую-то определенную, если хочет, чтобы именно тот святой находился вместе с ним.

Помогает любовь к Родине

Упор идет и на окормление госпиталей в приграничной зоне. У врачей и всего медперсонала не менее напряженная служба, поток раненых идет днем и ночью. Врачи тоже подходят к батюшке за молитвой.

В начале спецоперации епархиальный военный отдел совместно с волонтерскими организациями активно помогал наладить дополнительное снабжение наступавшим частям, подвоз провизии. Тогда же среди населения были оборудованы кухни, где бойцам готовили горячую пищу.

- У нас выезжает несколько священников, потому что мне одному все охватить нельзя, - признался иерей. - На прошлой неделе было четыре поездки. Какие-то я взял себе в нагрузку, какие-то другой священник. Потому что у нас тоже есть и богослужения, и другие служебные обязанности.

Капелланы не находятся при частях постоянно. Если говорить о священниках нашего приграничного региона, выезды обычно длятся до нескольких дней, в воинские части, которые прилегают к Курскому территориальному гарнизону, или в соседнюю Белгородскую область.

Регламента, по которому они четко могли бы приезжать в ту или иную часть, нет. Тем более происходит постоянная передислокация воинских формирований. Фактически священнослужитель проводит на одном месте несколько часов, и едет на следующую точку, где командир попросил причастить военнослужащих, отслужить молебен и благословить.

Что помогает священнику в такие поездки? То же, что и любому православному христианину, любому патриоту, который понимает, когда в защите Родины требуется его помощь.

- Есть заповедь, говорящая, что нету большей любви, чем жизнь свою положить ради ближнего своего, - говорит отец Дионисий. - Это касается не только духовенства. Священник просто может являться примером. Общаясь с православными, верующими, воцерковленными людьми, которые находятся в зоне СВО, можно отметить, что они более ответственно подходят к выполнению поставленных задач. Таких Господь ведет и поддерживает. Из общей массы верующие люди сразу выделяются. В этой категории нет ни одного человека, который отказывался бы идти в бой, или от мобилизации. Формируется положительный образ православного воина, который всегда готов идти на защиту своей Родины. А священник должен быть со своей паствой, которая может находиться и на поле боя.

По словам иерея, в Курской епархии много священников, которые готовы и хотят выезжать в зону СВО. Они понимают, что нужны там. Кстати, сам священник по каноническим правилам православной церкви не имеет права брать в руки оружие и тем более применять его. Пролив кровь, духовное лицо может быть запрещено в священном сане. Главное «оружие» священнослужителя – это слово и крест, духовное попечение о воинах как в мирное, так и в военное время.

Священнослужитель, который желает поехать в зону СВО, может обратиться в Синодальный отдел Московского патриархата по связям с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Синодальный отдел таких священников приветствует, помогает экипироваться и инструктирует, как проходит окормление военнослужащих в горячих точках. Есть соответствующие методички и брошюры.

Последние новости

Областная научно-практическая конференция, посвященная Всемирному дню борьбы с туберкулезом «Туберкулез сегодня: проблемы и перспективы»

24 марта на базе нашего вуза состоялась Региональная научно-практическая конференция, посвященная Всемирному дню борьбы с туберкулёзом, который в этом году проходил под лозунгом «Да!

Реестр спецсчетов

Государственная жилищная инспекция Курской области ведет реестр специальных счетов, на которых аккумулируются средства, необходимые для капитального ремонта многоквартирного дома.

Депутаты нашли решение для домов, УО которых не продлили лицензии

С 3 марта 2023 года проходит перелицензирование управляющих организаций, но многие вопросы по процессу пока так и не решены.

Card image

Сессия — ответственный период для каждого студента

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *