Живая история - Долгая дорога к храму
Долгая дорога к храму Лето, 2019 В тот день, традиционно перекрестившись перед входом в храм, отец Андрей Бородин не приостановился, как обычно, чтобы полюбоваться на свое дорогое детище.
Долгая дорога к храму
Лето, 2019
В тот день, традиционно перекрестившись перед входом в храм, отец Андрей Бородин не приостановился, как обычно, чтобы полюбоваться на свое дорогое детище. Взгляд его был устремлен на тысячи раз виденный пустырь слева от обители божией. Дело в том, что вчера вечером, листая прессу, которую выписывал в огромном количестве, он натолкнулся на небольшую публикацию в районке. И теперь размышлял, как претворить идею в жизнь.
«Еще одна современная детская площадка в поселке Глушково была построена по программе «Народный бюджет», - гласил текст. Разъяснялась и суть инициативы, нацеленной на благоустройство поселений. Ее главное условие – пять процентов стоимости желанного объекта должны быть собраны населением, проживающим на данной территории, чуть большая доля исходить из местного бюджета, ну а основная – федеральные средства.
Тогда первым делом отец Андрей нанес визит знакомому юристу, задав единственный вопрос: возможно ли будет вступить в Программу, если в роли софинансистов выступят прихожане. Получив утвердительный ответ, вооруженный газетной вырезкой, отправился в сельсовет, и теперь уже вместе с мэром они явились к районному руководству. Глава района Павел Золотарев «инициативную группу» выслушал с интересом и сразу же пообещал всю возможную поддержку. Спустя несколько месяцев в той же районке появилась новая заметка, украшенная яркими снимками детского городка, стоял который аккурат слева от Званновского Покровского храма. А в длиннющем списке «во здравие», оглашаемом на каждой службе, добавились новые имена…
Триста лет тому назад…
Первое упоминание о храме в селе Званное относится к началу ХVIII века: «1703 г. июня по указу государя, благословению преосвященного митрополита Стефана Рязанского и Муромского, по челобитию города Белополья сотника Стефана Васильева сына Куколя да атамана Левона Агафонова со товарищи, велено им в поселенной их деревне Званой построить церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, деревянную…» В 1882 году «тщанием прихожан» было построено новое здание с такой же при нем деревянной колокольней. Теперь престол был освящен во имя Покрова Святой Богородицы.
Сто лет тому назад…
«Согласно декрету ВЦИК от 23.02. 1922 г. из храма изъяты ценности – 11 предметов общим весом 6 фун. 11 зол. По просьбе верующих серебряная чаша, крест и крышка с Евангелия были оставлены, взамен были собраны деньги и др. серебряные вещи»
«В 1935-ом здание церкви было разобрано. Часть материалов была вывезена глушковским РПС для строительства чайной, вторая часть материалов выкуплена колхозами «2-ая пятилетка» и «Заря». На месте бывшего храма построен межколхозный клуб»
Эти выписки, судя по всему, относятся к первому храму, Успения Пресвятой Богородицы». Потому как решение облисполкома о закрытии Покровской церкви и также передаче здания «под клуб» было принято уже в 1937-ом. В годы Великой Отечественной богослужения в бывшем здании храма возобновились. «На войне неверующих нет» - много позже, уже в 80-ые, эти слова произнесет Андрей Бородин, тогда еще никакой не настоятель, а обычный советский парень, не понятно за что воюющий в далеком Афганистане…
Но пока еще несколько удивительных документов. Здесь и решения районного исполкома, и письма в облисполком, и ходатайство перед Советом по делам религий Совета министров СССР. И, наконец, долгожданные вердикты: «В соответствии с законом РСФСР «О свободе вероисповеданий» зарегистрировать православный приход Покровской церкви Курской епархии Русской Православной Церкви в селе Званное» - это выписка из столичного министерского протокола. Далее – решение непосредственно Званновского исполкома: «В целях воспитания у прихожан милосердия, добропорядочности, человеколюбия и чувства полноценных граждан своей страны исполком утверждает Устав прихожан Покровского храма в селе Званное в выделенном ему строении по улице Зеленой».
Это была обычная сельская хата. Но селяне радовались и этой толике. Еще не истерлись из их памяти времена, когда ночами тайком привозили батюшку, чтобы окрестить новорожденного, как теми же ночами в преддверии Крещения Господня на реке мужики вырубали крест. Утром его ломали, а на следующий день он снова стоял, устремляясь ввысь. И вот все позади. «Дайте нам теперь батюшку!» - заявили они Владыке Ювеналию, искренне полюбившему с таким трудом созданный приход.
А тем временем где-то…
В 1964-ом году, в Ленинском районе Курска, в семье Бородиных родился мальчик. Назвали его Андреем. Родители - вполне обычные: мать – аптечный провизор и отец – учитель, являлись людьми глубоко порядочными. Как могли, старались привить сыну любовь к знаниям, учили его мыслить, а не просто зазубривать непонятное. Ну а дядя с тетей – спортсмены – приложили все усилия, чтобы вместе со здоровым духом племянник имел и здоровое тело. Обычным мальчишкой рос и Андрей. До темноты гонял потрескавшийся футбольный мяч, ловко стрелял из рогатки, бегал понырять на Тускарь, скатывался на санках с горы Монашки..
Физически развитый, без проблем поступил на физкультурное отделение городского педучилища. Там увлекся лыжами, волейболом, стал спортсменом-разрядником. Как водится, познакомился с девушкой – студенткой начфака на два курса младше. В 82-ом Светлана, в статусе «официальной девушки», провожала Андрея в армию. Сама еще училась, а жених успел поработать – молодого специалиста определили в деревеньку Быканово, где кроме уроков физкультуры дали и классное руководство, и почему-то несколько часов истории.
Наверное, если бы не болячка и отправка в госпиталь, родители Андрея так бы и пребывали в уверенности, что сын несет службу в благополучной Германии. Слишком умело он врал в своих письмах, расхваливая красоты европейского государства. И в самом деле, не описывать же изнуряющую жару и красную пыль, пропитавшую все вокруг, горы с глубокими ущельями, из которых в любой миг мог выстрелить снайпер. Боевые дежурства, палатки, отапливаемые буржуйками, утренние построения, на которых комбат озвучивал события прошедшей ночи, сухо упоминая о потерях.
«Снится часто мне мой дом родной,
Лес о чем-то, о своем мечтает,
Серая кукушка за рекой, за рекой,
Сколько жить осталось мне, считает… » - тихонько пел, прижавшись к плечу брата, сержант Бородин, и также мечтал о своем: Светлане, маминых пирогах и даже о неугомонных быкановских школярах…
Однажды в эфир радиорубки пробился репортаж о празднестве – в его родном городе торжественно отмечали 40-летие завершения Курской битвы. Андрей, кажется, воочию увидел толпы нарядных курян, ветеранов в кителях, сверкающих наградами, ребят-одноклассников, собирающихся группками «выпить за Победу». И не верилось ему, что где-то есть мир, в котором яркие всполохи в небе – это просто салют.
Свадьбу играли на Крещенье, с особой радостью и торжеством – еще бы, супруг вернулся ОТТУДА – символа страха и боли всех советских матерей – республики Афганистан…
Молодые продолжали работать в школе, Андрей поступил в институт на истфак – его все больше стала интересовать история, особенно история России. Свел неожиданное знакомство – у протоирея Иосифа Чепрасова был свой, особый взгляд на войну «за речкой» в частности и войны вообще. Долгие неторопливые разговоры бередили душу. Да, «смерть за Отечество отрадна и славна». Да, на защиту Родины наши воины всегда отправлялись с божьего благословения. Да, самые могучие из них – Дмитрий Донской, Александр Невский причислены к лику святых. Все это «да», но так ли свята война в Афгане? «Человек приходит в мир по воле божьей», - все чаще повторял про себя бывший сержант.
-Неверующий человек, - вешал протоирей Чепрасов,- все произошедшее с ним воспринимает как случайность. Верующий – как стезю, данную ему господом. Ты пришел домой, а кто-то погиб. Может быть, это судьба твоя – жить и молиться за их души. Вот и знакомство наше – можно посчитать его случайностью, а можно – предзнаменованием…
Лихие 90-ые
Указ от 16.11.91 Московского Патриархата Архиепископа Курского и Белгородского священнику Андрею Бородину: «Нашим определением, от сего числа Вы назначены настоятелем Покровского храма Глушковского района Курской области».
И устное напутствие новоявленному священнику: «Ваш долг теперь, отец Андрей, в возрождении былой славы церковной, духа православного в месте, куда направлены»…
Грузовичок с их нехитрым скарбом долго петлял в поисках неведомого Званного, буксуя в осенней слякоти, и бабульки, встречающие долгожданного батюшку с караваем, успели подмерзнуть и подустать. Поздоровались и тут же попрощались до завтра, шагнув в ноябрьский мрак. Уложив маленькую дочку Вику, Светлана оглядела стол с дымящейся еще картошкой, шматом сала, квашеной капусткой и водруженной по центру мутной бутылью: «Что ж, здесь мы и будем жить».
А ранним утром и отец Андрей, окинув взором хатку 5 на 5 на улице Зеленой, сказал практически то же самое: «Ну что ж, здесь и будем служить… Хотя, почему именно здесь?»
Как строили новый храм – это совершенно отдельная и особая история длиною в целых шесть лет. В чем-то рачительные, в чем-то излишне горделивые, званновцы «своего батюшку» приняли и полюбили безоговорочно. И поверили в него и его силы, как будто не замечая, что батюшке-то нет еще и тридцати, а в свободную минуту он, сняв рясу, бегает с мужиками в спортзале.
В 1994-ом Владыка Ювеналий благословил закладку храма. А дальше была обычная школьная тетрадка в клеточку. С этой тетрадкой и тремя верными спутницами – Александрой Мироновной Дыбленко, Прасковьей Моисеевной Ковалевой и Верой Стефановной Руденко отец Андрей обошел весь район, скрупулезно записывая пожертвованные на будущий храм суммы. Неважно, был это рубль или, после небезызвестной деноминации – целый миллион. О том, чтобы заказывать проект, не велось и речи – начальник отдела строительства решила, что проще закрыть глаза, чем отвязаться от неугомонного званновского батюшки: «Делайте, что хотите, но ко мне никаких потом претензий!».
Подходящую идею отец Андрей случайно приметил в каком-то «диком» селе за Хомутовкой. Туда немедленно был доставлен местный мастеровой Василий Константинович Мирошниченко, прозываемый просто Костич. Костич осмотрел строение и изрек: «Ну а что, сруб как сруб. Сделаем!»
Колхозный председатель Матюненко Иван Васильевич купил в лесничестве делянку леса, и дело пошло. Сруб поставили, и снова – вперед, с тетрадкой в клеточку. Пособляли и в других колхозах. Денег живых отец Андрей не просил, говорил: дайте нам тонн пять зерна, а мы сами прокрутимся. Мало кто отказывал в такой по тем временам скромной просьбе…
В конце апреля 2000-го, в четверг Страстной седмицы, отслужив утреннюю литургию в домике на улице Зеленой, отец Андрей переоделся в новое облачение – вечерняя служба уже будет проходить в новом, настоящем храме. Там еще стояли неубранные леса, из-под купола свисали обычные лампочки, тускло освещая священные реликвии, утащенные званновцами в дни поругания их храмов и бережно хранившиеся несколько десятилетий…
Осень, 2019
Традиционно перекрестившись на входе в едва ли не самый красивый храм земли глушковской, отец Андрей не приостановился, как обычно, чтобы полюбоваться на свое любимое детище. Голова вновь занята другим. За детской площадкой вон еще сколько места. Там бы и спортивный городок разместился. Эх, пора доставать тетрадку…
Дана Ступакова
P.S. Отец Андрей благодарен всем жителям и прихожанам села Званное. Всем, кто 20 лет назад протянул руку помощи при строительстве Свято-Покровского храма. И всем, кто поддерживает и готов поддерживать начинания дня сегодняшнего. Да поможет им Бог…
Последние новости
Какие законы Госдума приняла 15 января
На пленарном заседании, которое прошло 15 января 2025 года, было рассмотрено около 10 законопроектов.
Суд обязал «АтомЭнергоСбыт» заменить счетчик курянину
По закону это обязан делать поставщик услуг, пояснили в ведомстве Суд обязал АО «АтомЭнергоСбыт» заменить счетчик электроэнергии и перевести жителя поселка Хомутовка на другой тариф Курянин обратился в суд с иском
Орловские учёные назвали причину нарушения памяти после коронавируса
У пациентов, которые перенесли коронавирус, зачастую снижается кровоток в сосудах кожи в области лба, которын ведут к внутренней сонной артерии, питающей головной мозг В результате нарушаются когнитивные функц,
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения