«Я до сих пор плачу из-за пациентов»
Интервью с главным внештатным детским онкологом Курской области Галиной Куденцовой.
Интервью с главным внештатным детским онкологом Курской области Галиной Куденцовой.
Кабинет детского онколога в Областном онкологическом центре имени Островерхова можно найти по звукам, раздающимся в коридоре. Груднички плачут, проявляя свое недовольство; малыши постарше бегают по длинным коридорам онкоцентра, заигрывая с медперсоналом; подростки сосредоточены на своих гаджетах.
И только родители сидят с видом озадаченным и расстроенным.
Галина Васильевна Куденцова – главный внештатный детский онколог Курской области. За 26 лет работы она, кажется, привыкла и к детским крикам, и ко взрослым испуганным вопросам. Накануне Международного дня детей с диагностированной онкологией, который отмечался 15 февраля, наш корреспондент поговорил с Галиной Васильевной и о профессиональном, и о личном.
Специальность выбрала меня
– Галина Васильевна, расскажите, как начинался ваш путь в медицине? Вы выбрали её или она вас?
– В моей семье медиков не было, но душа всегда тянулась к медицине. Я окончила Курский государственный институт по специальности «Лечебное дело». Затем была интернатура и ординатура по детской хирургии. Первичная специализация по профилю «Детская онкология» в РМАПО на кафедре детской онкологии в НИИ ДОиГ им. Л.А. Дурнова НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина. В сентябре 1997 года вышел приказ Министерства здравоохранения России о введении специальности «детская онкология», а в декабре я уже начала работать детским онкологом. И вот уже 26 лет работаю. Думаю, что специальность сама меня выбрала.
– Почему именно детская онкология?
– Я очень люблю маленьких детей – совсем крошек. Обожаю держать их на руках. Ординатуру проходила по детской хирургии. Бывало, возьмёшь в обе руки грудничков, они такие красивые, тёплые, милые и очень беззащитные. Всегда хотелось их защитить, и до сих пор стараюсь это делать.
– Помните своего первого пациента?
– Конечно, помню. Сережке было тогда 7 лет. Мы обнаружили у него опухоль в печени (гепатобластому) и отправили на лечение в Москву. Сейчас ему уже лет около 40, у него у самого уже есть дети.
Никто точно не знает, что провоцирует онкологию у детей
– Каковы причины детской онкологии? Могут ли вредные привычки родителей повлиять на развитие злокачественного новообразования у ребёнка?
– Онкологические заболевания у детей встречаются не так часто, как у взрослых, и лечатся сегодня довольно успешно. Никто точно не знает, что именно провоцирует у детей появление онкологии. Основная причина та же самая, что у взрослых – генетическая поломка в клетках или накопление мутаций. Исследований, которые могли бы доказать чёткую взаимосвязь между вредными привычками родителей и развитием онкологии у детей – очень мало. Однако есть исследования, которые показали, что такие факторы риска, как употребление будущей мамой алкоголя и сигарет, работа на вредном производстве – действительно повышают риск развития злокачественных новообразований у детей.
– Есть ли ещё какие-либо факторы, которые могут способствовать развитию злокачественных опухолей у детей?
– Повторюсь ещё раз – никто и никогда не скажет наверняка, почему именно этот ребёнок заболел. На развитие болезни может повилять что угодно: генетические мутации, плохая экология, недостаточно полезное питание, стрессы, перенесённые ранее инфекции, приём каких-либо серьёзных лекарственных препаратов и т.д.
– Как дети обычно переносят лечение?
– Дети обычно переносят лечение легче, чем взрослые. У них болит – они плачут, не болит – они уже играют и веселятся. Они не анализируют в голове «О, Боже, как я буду жить дальше с этой болезнью?». Надо что-то сделать – делают. И после процедуры быстро забывают о случившемся.
– Какие методы лечения детской онкологии применяются сегодня?
– Все то же самое, что и у взрослых. Это может быть и химиотерапия, лучевая и таргетная терапии, иммунотерапия, клеточная терапия, трансплантация костного мозга, хирургия. Все зависит от вида опухоли, стадии заболевания и возраста.
– Онкология помолодела? И что существенно изменилось за 26 лет вашей работы в данной области?
– Не могу сказать, что помолодела. Могу сказать, что выявляемость заболеваний стала лучше. Отсюда и цифры такие высокие. Если раньше из методов обследования были только рентген и анализы крови, то сейчас абсолютно рутинными стали такие методы, как МРТ, КТ, УЗИ, линейка онкомаркёров увеличивается. Изменились протоколы лечения.
Ради этого стоит жить
– Какие можно выделить самые распространённые виды онкологии у детей?
– Самые распространенные (кроме опухолей кроветворной и лимфатической ткани – ими занимаются гематологи) у детей – это опухоли головного мозга, симпатической нервной системы, опухоли почек, глаз, костные и мягкотканные саркомы. Из «взрослых» видов рака – рак щитовидной железы и желудочно-кишечного тракта.
– Почему для детских опухолей нет скрининга?
– Это не совсем так. Пренатальный скрининг позволяет выявить детские опухоли еще до рождения. Потом периоды диспансеризации у детей, когда обследуются все системы и органы. Почти половина опухолей у детей выявляется благодаря этим мероприятиям. Поэтому родителям, конечно, нужно очень серьёзно относиться к ним.
– Когда можно считать, что ребёнок окончательно выздоровел?
– По истечении пяти лет. На практике, дети, перенёсшие злокачественные заболевания, наблюдаются и обследуются у детского онколога до 18 лет, а затем передаются во взрослую сеть онкоцентра.
– Какие прогнозы выживаемости у детей?
– Все зависит от биологических особенностей опухоли, стадии заболевания. В Курской области выживаемость у детей ничуть не хуже, а лучше, чем в других регионах России.
– Что помогает вам в работе? Что мешает?
– Мешает? Иногда возникающее недопонимание с некоторыми коллегами из других медицинских организаций. Помогает и вдохновляет – командная работа. Практически каждый случай у нас коллегиально обсуждается.
– Плакали когда-нибудь из-за своих маленьких пациентов?
– Плакала и плачу до сих пор. Кулуарно, конечно, особенно, когда моим маленьким пациентам не удаётся помочь. Так и не научилась до сих пор абстрагироваться. Душа болит за каждого человечка.
– Что чувствуете, когда получается вовремя «поймать» онкологию и спасти ребенка?
– Ощущение невероятной наполненности души. Это чувство описать невозможно, но это очень приятно. Ради этого стоит жить!
КСТАТИ
Обратите внимание!
– Что должно насторожить родителей в здоровье и поведении ребенка?
– Если говорить о совсем маленьких пациентах, то нужно обратить внимание на беспокойство, вялость, слабость, потерю веса, откат в навыках развития. Если мы говорим о детках постарше, то можно добавить такие тревожные симптомы, как опухолевидные образования на теле, апатия, лихорадка, увеличение лимфоузлов, длительный кашель, одышка, увеличение размеров живота, снижение аппетита, нарушение координации или зрения, судороги, тошнота или рвота, боль в суставах, ночная потливость, нарушение мочеиспускания или дефекации. Не все эти симптомы являются признаками онкологии, но на них необходимо обратить своё внимание.
Екатерина АРТЁМова,
фото Романа Дородных
Последние новости
О микроклимате в дошкольных образовательных организациях
В связи с сезонным подъёмом респираторных заболеваний в зимний период усиливается контроль за соблюдением образовательными организациями для детей и подростков требований к температурному режиму в помещениях.
Дети с буллёзным эпидермолизом из Курской области получат инновационный препарат генной терапии
Лекарство закупает созданный президентом России Фонд помощи детям с тяжёлыми и редкими заболеваниями «Круг добра».
Санитарная авиация
В 2024 году вертолёт санитарной авиации Курской областной больницы совершил 192 вылета.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи