Как проводится таможенная очистка грузов: процедура и правовые нормы

Как проводится таможенная очистка грузов: процедура и правовые нормы

Процедура таможенной очистки груза, известная как растаможка, является обязательным этапом для всех товаров, пересекающих границу государства или их группы. Однако из-за сложности таможенного законодательства РФ и ТС ЕАЭС проведение самостоятельно такой процедуры далеко не просто. Чтобы успешно и без задержек пройти таможенную очистку груза, многие компании обращаются к таможенным представителям (агентам), специализирующимся на данной процедуре. В данной статье мы расскажем о тонкостях и сложностях таможенной очистки грузов, ввозимых на территорию РФ и ЕАЭС.

Таможенная очистка грузов: что это?

Обычно под таможенной очисткой грузов понимается процесс таможенного оформления и уплаты соответствующих пошлин. Это занимается таможенный представитель, или таможенный брокер, который действует от имени и в интересах заказчика.

При пересечении границы транспортного средства с грузом подпадает под одну из таможенных процедур, определенных Разделом IV Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС или Кодекс). Основными процедурами являются: выпуск для внутреннего потребления (импорт) и экспорт. Кроме того, существуют и такие таможенные процедуры, как транзит (перевозка через территорию Таможенного союза), переработка, реимпорт, реэкспорт, хранение иностранных товаров на таможенном складе, уничтожение грузов и т.д.

В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 289-ФЗ), при пересечении границы Российской Федерации из стран, не являющихся членами ТС, декларанту необходимо предъявить таможенному органу предварительные сведения о товарах, используемых транспортных средствах, а также о месте и времени пересечения границы ЕАЭС. При необходимости также предоставляются сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы. Далее декларант совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или с таможенным декларированием. Согласно статье 12 Закона № 289-ФЗ, указанные действия могут выполнять заинтересованные лица, например таможенный брокер или представитель компании, владеющей грузом.

Таможенный союз ЕАЭС (ТС ЕАЭС) предполагает организацию единой таможенной территории для стран-участников, в число которых входят Россия, Киргизия, Беларусь, Казахстан и Армения. Страны ЕАЭС используют единые таможенные тарифы, а также другие меры регулирования при торговле с другими государствами. При взаимной торговле между странами ЕАЭС не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. На территории Евразийского экономического союза действуют упрощенные правила перевозки грузов.

Процедура таможенной очистки при экспорте:

При экспорте товаров за пределы РФ заявитель или его представитель должны предоставить таможенному органу необходимые сведения и документы, указанные в статье 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Для каждого вида транспорта, определенного в Кодексе, перечислены документы, в которые обязательно входит таможенная декларация. Документы также могут быть представлены в электронном виде, но таможенный орган вправе запросить оригиналы в любой момент.

Важно учитывать, что информация, заявленная в Таможенной декларации, должна содержать список товаров и их коды в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (международная система классификации товаров) или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Определение правильного кода для каждого товара является важным аспектом, который может стать непростой задачей для неподготовленного лица. Ошибка в данном случае может привести к неприятным последствиям.

После того, как таможенный орган выдает документы для убытия товаров, на декларации делаются соответствующие пометки. Грузы, у которых имеется статус товаров Таможенного союза, могут быть вывезены из РФ в государства-члены ТС без ограничений, если это не запрещено международными договорами или законодательством РФ.

Процедура таможенной очистки при импорте имеет некоторые сходства с процедурой экспорта. Однако, чтобы пройти растаможивание, необходимо определенное количество условий, а именно, уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы. Это должно быть выполнено до того, как товары будут выпущены в свободное обращение. Следует отметить, что термин «таможенная очистка» почти всегда используется в связи с импортом в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Активность таможенных брокеров по растаможке грузов обычно включает два уровня: подготовительный и таможенную очистку. Первый этап заключается в анализе полученных данных, рассмотрении таможенных пошлин, определении кодов товаров по товарной номенклатуре ВЭД и заполнении декларации на товары.

На следующем этапе таможенный брокер начинает взаимодействовать с таможенными органами. Он должен заполнить транспортные документы, заплатить сборы и рассчитать пошлины и налоги. Чтобы осуществить эту работу должны быть осведомлены о последних изменениях таможенного законодательства, которое, кстати, считается одним из самых сложных в мире. Если у вас нет уверенности в таможенных процедурах, то лучше обратиться к брокеру. Как правило, компании, выступающие таможенными агентами, предлагают услуги по перевозке и таможенной очистке в комплексе — т.е. "под ключ", что является удобным и для клиента.

Кроме того, стоит помнить, что к ввозным (импортным) таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы. Вывозные (экспортные) платежи включают вывозную таможенную пошлину и таможенные сборы. Ввозные пошлины устанавливаются Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), тогда как вывозные пошлины — Правительством РФ.

Проблемы законодательного регулирования и сложности таможенного оформления

В России таможенная деятельность регулируется основными законодательными актами, такими как Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закон РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» в редакции от 3 августа 2018 года.

Закон № 289-ФЗ был принят в связи с принятием Таможенного кодекса ЕАЭС в 2018 году. До этого действовал Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», отдельные статьи которого будут применяться до 2020 года.

Последние редакции этих документов упрощены для понимания и не перегружены деталями. Но, помимо них, существует множество нормативных актов, писем и методических рекомендаций, издаваемых Правительством РФ, Федеральной таможенной службой и другими заинтересованными структурами. Именно поэтому в таможенном праве возникают противоречия, коллизии и проблемы, которые затрагивают многие компании, занимающиеся импортом и экспортом товаров.

Таможенные брокеры, благодаря большому опыту в разрешении подобных вопросов, могут помочь клиентам проходить таможенную очистку без задержек и проволочек.

К сожалению, иногда сотрудники таможенных органов используют незнание закона участников ВЭД. Например, инспекторы могут неправомерно отказать в принятии заявленной таможенной стоимости товаров или в оформлении в соответствии с выбранным таможенным режимом. Иногда запрашиваются несуществующие документы, возникают задержки возврата излишне уплаченных таможенных платежей или отказывают в приеме декларации из-за малейшей ошибки в документах.

Решить подобные проблемы без помощи таможенного специалиста может быть затруднительно.

Как избежать рисков при таможенной очистке грузов

Как избежать рисков при таможенной очистке грузов

Снижение рисков при таможенных процедурах является актуальной проблемой для компаний, занимающихся экспортом или импортом товаров. Для уменьшения упомянутых рисков компания может прибегнуть к услугам лицензированного таможенного брокера, либо нанять специалиста в штат. Данная рекомендация обоснована тем, что иметь собственного специалиста в штате выгодно только для крупных компаний, которые имеют постоянный поток товаров, подлежащих таможенной очистке. Во всех остальных случаях обращение к таможенному брокеру позволит повысить эффективность прохождения таможенных процедур и снизить затраты на содержание штатного юриста.

Если экспортируемые или импортируемые товары входят в так называемую группу риска, то рекомендуется проявлять особую осторожность при прохождении таможенных процедур. Перечень таких товаров регулярно обновляется таможенными органами, поэтому имеет смысл внимательно следить за изменениями в законодательстве.

Непрофессиональное взаимодействие с таможенными органами может привести к задержкам таможенного оформления, крупным штрафам и даже конфискации товаров. Чтобы избежать данных рисков, необходимо обратиться к таможенному брокеру, особенно если в компании нет собственного специалиста в данной области или товар приходит на новый таможенный пост. Таможенная очистка грузов является сложной процедурой, требующей высокой квалификации и знания законодательства. Для оптимизации данного процесса полезно поручить его профессионалам, работающим в данной области.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *