Тренинги по продажам: как выбрать лучшие для менеджеров и руководителей
Один из ключевых факторов успешного функционирования отдела продаж - это наличие квалифицированных сотрудников в отделе сбыта. Однако, чтобы получить максимальную прибыль, компания должна инвестировать в обучение и развитие своих сотрудников. Сегодня существует множество способов, которые могут помочь улучшить качество продаж и повысить квалификацию персонала, а также стандартизировать работу отдела сбыта.
Одним из таких способов является разработка системы оценки качества продаж и ее стандартизация. Эта система позволяет более точно определить продуктивность работы сотрудников отдела продаж. Кроме того, она способствует улучшению общения с клиентами и не требует дополнительных затрат на содержание отдела сбыта.
Другой способ - бизнес-тренинги для руководителей. Они могут помочь в решении многих управленческих задач, таких как построение рабочей команды, мотивация подчиненных и принятие решений. Однако, для максимальной эффективности бизнес-тренингов, необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику с учетом его личностных характеристик и занимаемой должности.
Сегодня проведение тренингов по продажам стало трендом. Однако не каждый руководитель понимает цели и особенности организации подобного обучения. Важно понимать, что развитие навыков продаж поможет увеличить прибыль компании. Но для этого необходим правильный подход и применение эффективных методик обучения.
Тренинги по продажам: ключевые элементы эффективной системы продаж
Низкая эффективность продаж связана с отсутствием четкой, понятной и профессионально работающей системы. Ее ключевые элементы включают:
- Грамотное управление персоналом
- Высокий уровень мотивации продающих сотрудников
- Отличная осведомленность о специфике продаваемых товаров и/или услуг
- Стандартизация и контроль процессов сделки
- Знание клиента и его потребностей
- Грамотный маркетинг
- Постоянный анализ статистики продаж
Успех продаж напрямую зависит от профессионализма, навыков и заинтересованности менеджера. Однако, увольнение неэффективных сотрудников не всегда является верным путем. Часто проблема кроется в неправильном строительстве стратегии работы с персоналом.
Этот фактор напрямую связан с первым пунктом. В наиболее успешных компаниях менеджеры работают с энтузиазмом, так как хорошие продажи — это объект их личного интереса.
Менеджер должен дать клиенту доскональную информацию о продукте, рассказать о всех его преимуществах.
Поиск новых клиентов и поддержание отношений с существующими, правильное использование каналов продаж, налаживание обратной связи, последующий сервис — все эти моменты должны подчиняться разработанной методологии и строго отслеживаться.
Сбор и анализ сведений о реальных и потенциальных потребителях, оценка покупательского поведения в динамике и непрерывное взаимодействие с целевой аудиторией — это ключевой фактор успеха в продажах.
Успешный руководитель понимает, что эти умения и способности не появляются из ниоткуда. Большая редкость, когда в компанию приходит идеальный продавец — талантливый, горячо увлеченный работой, прекрасно осведомленный именно о вашем товаре и т.д. Поэтому успешные компании широко практикуют обучение менеджеров по продажам.
Эффективность тренинга для продающих сотрудников, как правило, оценивается по отдельным аспектам в каждом конкретном случае. Приведем два примера.
Кейс №1
Генеральный директор компании обратился в консалтинговую компанию, чтобы научить своих менеджеров грамотно проводить презентации. По итогам двухдневного тренинга менеджеры научились составлять и проводить интересные и продающие презентации. Через 6 месяцев после тренинга количество запросов выросло на 10%, что принесло доход в размере 3 200 000 рублей. Коэффициент ROI составил 225%.
Кейс №2
Перед крупной строительной компанией остро встала проблема низкой конверсии звонков в сделки. После тренинга, который обошелся руководству в 250 000 рублей, сотрудники научились подразделять клиентов на три группы и эффективно работать с каждой из них. За один квартал это дало увеличение конверсии из запроса в сделку в 2,7 раза и рост прибыли на 13 200 000 рублей. Коэффициент ROI достиг 5180%.
В основном, тренинги по техникам продаж используются для сотрудников, ответственных за продажи, однако и для руководителей есть соответствующие программы. Функциональный руководитель отдела сбыта должен обладать глубоким пониманием и умением выстраивать систему продаж, чтобы эффективно управлять деятельностью менеджеров.
Необходимо понимать, что тренинги по продажам не являются универсальным решением, гарантирующим мгновенное увеличение прибыли компании, а представляют собой эффективный инструмент, который требует грамотного применения. Однако, для достижения высоких результатов изолированный тренинг не будет эффективным, если в компании отсутствует четко прописанная система продаж. Поэтому важно развивать комплексный подход к налаживанию работы отделов сбыта, используя различные методы обучения для обучения персонала.
Эффективные тренинги по продажам могут быть достигнуты только при использовании всестороннего подхода к организации работы в сбытовых отделах. Эксперты компании КСК групп утверждают, что неэффективная работа сбытовых подразделений обусловлена множеством причин: низким профессионализмом сотрудников, неспособностью их использовать необходимые навыки и отсутствием мотивации. Часто компании сталкиваются с проблемой отсутствия системы продаж. Однако, эти проблемы могут быть решены лишь комплексным подходом.
Всесторонний подход включает в себя внедрение стандартов качества, оценку работы отделов и обучение сотрудников. Всё это, вместе, приводит к увеличению прибыли предприятия. Примером такого подхода является КСК групп, где эксперты предварительно проводят анализ работы сбытовых отделов и на основании полученных результатов, разрабатывают методики тренингов. После окончания программы, инструменты обучения передаются клиентам, чтобы собственными ресурсами руководители компании, могли повышать эффективность труда персонала. Более 5000 проектов за 20 лет отметили специалисты КСК групп.
Тренинги по продажам предполагают изучение специфики продаваемого продукта - ассортиментные, продуктовые или технологические. Это необходимо, поскольку продажа товара без глубокого знания о нем - дело невозможное. Разумеется, только владея полной информацией, менеджер сможет описать товар клиенту таким образом, чтобы вызвать его интерес и побудить к совершению покупки.
Сегодня в бизнесе на цене экспертность и профессиональный подход. Специалист, способный выступить в качестве грамотного консультанта, вызывает у клиента больше доверия, чем продавец, который не знает ничего о своем товаре и просто стремится его продать любой ценой. Именно поэтому важно, чтобы рядовые менеджеры стали настоящими экспертами в своей области, которые эффективно могут продвигать свой товар. А для этого есть продуктовые тренинги.
Рекомендуется проводить тренинги по изучению продукта во время выпуска новой продукции на рынок, внедрения новых технологий и расширения ассортимента. При работе в компании все сотрудники должны уделить должное внимание изучению продукции и услуг, которые продвигаются.
Бизнес-тренинг, ориентированный на повышение продаж, сосредоточен на изучении продукта, что позволяет решить ряд задач. Во-первых, он помогает систематизировать знания о продукте. Во-вторых, тренинг помогает формировать у менеджеров и руководителей понимание особенностей продуктов и услуг компании, включая технические характеристики, специфику применения, конкурентные преимущества, ценовую политику и т.д. В-третьих, тренинг помогает отработать навыки правильной презентации продукта. В-четвертых, он помогает развивать ясное понимание позиционирования продвигаемого бренда и его уникального торгового предложения. Наконец, тренинг помогает достичь лояльности сотрудников к бренду, что является важным критерием успешных продаж, так как известно, что продавец, который верит в свой продукт, презентует его наиболее привлекательно.
Существует два типа тренингов по продукту: внутренние и внешние, каждый из них имеет свои особенности и преимущества.
Внутренние тренинги проводятся специалистами компании, которые обладают глубокими знаниями по продукту. Важно отметить, что для проведения внутреннего тренинга не требуется наличия профессионального тренера, поскольку главное – предметная экспертиза. Крупные компании, зачастую, имеют специалистов, которые ответственны за обучение сотрудников особенностям продуктов и услуг.
Внутрикорпоративные тренеры, в большинстве своем, лучше понимают специфику продукта, поскольку работают с ним в течение длительного времени. Также следует отметить, что они способны быстро адаптироваться к меняющимся условиям и потребностям, что важно в процессе обучения.
Вместе с внутренними тренингами компании все шире используются и внешние тренинги, которые предполагают привлечение сторонних экспертов. Хотя такой подход реже применяется, он остается актуальным, если речь идет о освоении нового направления работ.
На сегодняшний день, существует разнообразие типов продуктовых тренингов. Например, одни из них направлены на обучение отдела продаж, а другие - на повышение уровня подготовки руководителей.
Результатом тренинга, конечно, является энтузиазм участников. Однако, следует учитывать, что этот энтузиазм может оказаться ненадолго, если участник не будет владеть достаточным уровнем навыков и техник продаж. В условиях жесткой «борьбы» на рынке, такой сотрудник быстро может потерять свой пыл и неэффективно выполнять свою работу. Поэтому, мотивационный тренинг важно рассматривать как дополнение к комплексной программе обучения персонала продаж. Ведь навыковые тренинги позволяют участникам овладеть различными инструментами и техниками, необходимыми для успешной реализации продаж.
Цель тренингов, на которые мы сегодня смотрим, заключается в развитии профессиональных навыков сотрудников. В контексте нашей статьи мы говорим о техниках продаж, которые считаются одними из наиболее ценных активов в отделе сбыта. Без них невозможно говорить о профессионализме в этой сфере.
Вполне логично, что тренинги, направленные на развитие навыков, являются наиболее распространенными и востребованными. Частота проведения таких тренингов предпочтительна для обеспечения высокого уровня компетенции новых сотрудников, а также обновления имеющихся знаний и навыков опытными менеджерами.
Тренинги, способствующие развитию навыков продаж, могут иметь различные форматы и цели в зависимости от содержания задач. Они помогают менеджерам овладеть следующими навыками:
- Установление контакта с клиентом;
- Выявление потребностей с помощью вопросов;
- Грамотная презентация продукта;
- Профессиональное выполнение холодных звонков;
- Уверенное поведение при личной встрече с клиентом;
- Работа с возражениями;
- Переговоры о цене;
- Работа с неудовлетворенными клиентами, управление конфликтными ситуациями;
- Применение современных, эффективных методов удержания клиентов и другие навыки.
Важно отметить, что тренинги о продажах предоставляют широкие возможности для создания персонализированных программ, соответствующих индивидуальным потребностям компании и её сотрудников.
Тренинги по эффективным продажам проводятся внутри организации и вне ее. Для подготовки менеджеров во многих компаниях есть учебные центры. Каждый новый сотрудник проходит внутрикорпоративный курс обучения продажам за счет использования собственных ресурсов, что позволяет компаниям оптимизировать свои затраты.
Несмотря на это, внешние тренинги по активным продажам оказывают гораздо более сильное воздействие. Во-первых, они проводятся профессионалами, для которых обучение в сфере бизнеса является основным занятием. Во-вторых, внешние тренинги вызывают участников к более ответственному пониманию и большей лояльности, что благоприятно сказывается на результативности обучения.
Фото: freepik.com